Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить
Обычная версия
КГБУСО «Психоневрологический интернат «Солнечный мир»
Адрес: Красноярский край, пгт. Березовка, ул. Некрасова 2А

Телефон: +7 (39175) 2-14-17, +7 (39175) 2-13-03 (круглосуточно)

В помощь родителям

 Уважаемые родители!

Мы предлагаем Вам цикл занятий по формированию

культурно-гигиенических умений и навыков.

      Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями с трудом и большой задержкой усваивает культурно-гигиенические умения и навыки. Поэтому коррекционная работа включает многократные тренировки по их усвоению. Очень важна последовательность в обучении. Например, ребенку легче сначала научиться мыть руки, намыливая их до появления пены, а на следующем этапе - умывать лицо и т.п.

В период обучения тем или иным умениям необходимо исключить любые неприятные ощущения, которые могут вызвать стойкое нежелание делать что-либо.

Требования к предметам личной гигиены

Используются красивые, удобные для ребенка предметы личной гигиены, которые создают радостное настроение от взаимодействия с ними. Перед использованием этих предметов малыша знакомят с каждым из них, объясняя, для чего они нужны.

Зубная щетка, небольшая и нежесткая (покупать лучше щетку детскую, мягкую). Ежедневно замачивают щетку в горячей воде (40°-45°) на 3-5 минут. Воду для ополаскивания рта используют всегда теплую, чтобы не испугала ребенка, не принесла ему неприятных ощущений. Зубная щетка и пластмассовый стакан должны быть индивидуальными.

Зубная паста, приятная на вкус (не жжет во рту, как иногда бывает с пастами).

Расческа с мягкими зубцами, чтобы не царапала голову, не раздражала и не пугала ребенка, при этом имела спокойный, неяркий цвет (розовый, серый для легковозбудимых, подвижных детей; яркие тона для пассивных, очень тихих, спокойных, заторможенных).

Как и зубная щетка, мочалка должна быть мягкой, маленькой, чтобы ребенок мог легко удерживать ее в руке во время умывания, купания.

Мыло лучше использовать "Детское", отечественное. Хотя сейчас очень много его сортов зарубежного производства, но нет гарантии, что оно не вызовет раздражения, аллергии. Перед употреблением мыла необходимо рассмотреть с ребенком рисунок на обертке, рассказать, как приятно и полезно мыться этим мылом, как весел и доволен мальчик, нарисованный на обертке.

Проводя с малышом гигиенические процедуры, всегда нужно говорить ему ласковые слова приятным, нежным голосом, успокаивать, создавая атмосферу доброты, заботы и тепла, можно читать стихи о воде, мыле, полотенце.

Полотенце ребенок имеет индивидуальное, успокаивающего или возбуждающего цвета, в зависимости от темперамента малыша. Размеры полотенца должны быть не слишком большими, чтобы не спадало на пол при пользовании, и не очень маленькими. Банное полотенце должно приятно укутывать малыша, создавая у него хорошее настроение после купания, успокаивать его. Место, куда ребенок вешает полотенце, должно быть доступно его росту.

Знакомить ребенка с зеркалом нужно особенно осторожно, когда он спокоен, находится в хорошем настроении. Продумывают, как это произойдет (читая рассказ о зеркальце, загадывая адаптированную загадку, показав затем картинку, читая стихи или играя с зеркальцем и т.д.). Однозначно, зеркало не должно находиться там, где ребенок может неожиданно в процессе бега, игры столкнуться с ним.

Итак, с предметами личной гигиены малыша знакомят постепенно, задолго до того, как он начнет ими пользоваться, вначале вместе со взрослыми, а затем - самостоятельно. Все эти предметы можно рассматривать на иллюстрациях и картинках, в книжках и журналах. Предлагают их лишь тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сыт, спокоен, здоров.

Предметы личной гигиены должны соответствовать возрасту и росту ребенка. В комнате, где он умывается, не должно возникать никаких неприятных ощущений, которые могут стать причиной отказа ребенка от выполнения процедур.

 

         УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задачи:

- учить самостоятельно умываться;

- пользоваться душем;

- чистить зубы;

- пользоваться туалетом;

- формировать умения и навыки опрятности.

 

"Умываемся самостоятельно"

При обучении самостоятельному умыванию внимание ребенка привлекается к достаточному количеству мыльной пены на руке после ее намыливания. Начинать можно с того, что, дав малышу в руку мочалку, попросить окунуть ее в воду, затем сказать: "Смой пену!" - и помочь ему в этом действии. Каждый раз при купании предлагают это задание, поддерживая своей рукой его руку с мочалкой, чтобы он не выронил ее. Если ребенок усвоил порядок движений, то можно снижать контроль за его рукой. Когда смыта вся мыльная пена, сказать: "Хорошо!" Затем малыша учат отжимать и вешать мочалку на место.

Эти упражнения важны, так как они приучают доводить начатое до конца и являются видимым завершением всего действия. Кроме того, они укрепляют силу рук и показывают, что все действия завершены. Дети старшего возраста, помогая взрослому, могут мыть свою голову, шею, плечи, живот, нижнюю часть туловища, ноги. Взрослый создает такую обстановку, когда ребенок захочет самостоятельно купаться или принимать душ.

"Пользуемся душем"

Прежде чем позволить ребенку самостоятельно пользоваться душем, необходимо ежедневно упражнять его в понимании и различении температуры воды, льющейся из синего и красного кранов. С помощью смесителя малыша учат регулировать температуру воды. Взрослый объясняет ему, что красный кран обозначает горячая вода, и открывает два крана так, чтобы бежала приятная теплая вода, держит руки ребенка в своих руках в струе воды и говорит: "Теплая вода, приятно теплая!" Добавив горячей воды, более горячей, чем нужно для душа, взрослый держит свои руки под струей и говорит: "О, горячая вода, слишком горячая!" Мимикой выражает свое неудовольствие, чтобы ребенок видел, что горячая вода взрослому не нравится.

Привлекая внимание к синему крану, показывают, как им пользоваться. Затем учат малыша пользоваться синим краном, если вода очень горячая. В душевой показывают, как пользоваться душем и как проверить воду с помощью руки. Когда ребенок научится это делать, то ему разрешается определить, какая вода слишком горячая, приятно теплая или холодная. Взрослый перепроверяет температуру воды. В последующем малыш научится правильно определять температуру воды и самостоятельно принимать душ.

"Чистим зубы"

Чистить зубы ребенка учат в три-четыре года. Определенное время уходит на знакомство его со щеткой, зеркалом, зубной пастой. Затем малыш наблюдает, как взрослый чистит себе зубы, глядя на его отражение в зеркале. Если ребенок боится зеркала, то ему показывают действия чистки зубов во рту взрослого. Затем, выдавив немного пасты на палец, массируют дёсны ребенка, чтобы сделать их менее восприимчивыми и приучить к вкусу зубной пасты.

Взрослый дает ребенку подержать щетку, выдавливая на нее пасту, затем, встав за ним, медленно подносит щетку к его рту, спокойно и ободряюще говорит. Другой рукой открывает рот малыша и помогает ему медленно поводить щеткой вдоль зубов. Контроль взрослого за рукой ребенка постепенно сокращается.

Сначала малыш проделывает одно или два движения. Далее период чистки зубов увеличивается. Если он попытается укусить зубную щетку, то необходимо опустить его голову слегка назад, чтобы подбородок принял нормальное положение.

На следующем занятии мы познакомим вас с рекомендациями по формированию формированию у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью умения дифференцировать предметы личной гигиены и применять их по назначению.

                                                  РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ - это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Почему так важно развитие крупной моторики? Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики - такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно есть.

 

                                          КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ

Сила мышц: способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном положении.

Координация: способность контролировать движения.

Проприоцепция: осознавание своего положения в пространстве.

Равновесие: способность сохранять различные позы, несмотря на силу

земного притяжения.

                            ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРУПНОЙ МОТОРИКИ

     Под последовательностью понимается общий порядок возникновения основных моторных навыков. У разных детей последовательность может немного нарушаться, поэтому навыки сгруппированы по фазам. В большинстве случаев, навыки одной фазы развиваются в указанном порядке, причем ребенок переходит к следующей фазе, только усвоив все навыки предыдущей. Возрастные границы овладения двигательными навыками у детей с синдромом Дауна шире, чем у обычных малышей, но порядок формирования этих навыков один и тот же у всех.

Первая фаза:

 · Двигает головой.

 · Переворачивается с живота на спинку и обратно.

 · Сидит.

 · Ползает.

Вторая фаза:

 · Встает с помощью взрослого.

 · Передвигается на четвереньках.

 · Садится из положения стоя.

 · Ходит.

 · Карабкается по ступенькам.

Третья фаза:

 · Приседает на корточки, чтобы поднять предмет с пола.

 · Стоит на одной ноге.

 · С помощью взрослого поднимается и спускается по лестнице.

 · Бросает мяч и бьет по мячу.

Четвертая фаза:

 · Бегает.

 · Лазает.

 · Подпрыгивает на месте.

 · Возит за собой игрушки на колесах.

 · Ездит на трехколесном велосипеде.

   

 Уважаемые родители!

Мы продолжаем цикл занятий, на которых мы познакомим Вас с играми для развития высших психических функций.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА

 

                                                               ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Помоги мишке и кукле

Оборудование. Кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п.), разные по величине геометрические фигуры (два шара, два кубика, два параллелепипеда), коробки с прорезями, соответствующие контурам геометрических фигур.

Ход игры. Взрослый ставит на стол две коробки с круглыми прорезями, около одной коробки сажает куклу, у другой – мишку и говорит, что кукла и мишка играли вместе, а теперь ужасно расстроились. Они не знают, где их шарики. Просит ребенка помочь мишке и кукле собрать шарики в их коробки. Если ребенок опустит маленький шар в большое отверстие, то педагог говорит, что у мишки (куклы) будет не хватать игрушек, он очень огорчится. Взрослый достает маленький шар и побуждает ребенка попробовать еще раз, но только надо быть внимательным: большой шар опускать в большое отверстие, маленький шар в маленькое отверстие.

Когда ребенок правильно выполнит задание, кукла и мишка радуются, благодарят его.

Затем на стол ставят коробки с квадратными прорезями. Приходят уже другие игрушки. Игра повторяется.

 

Протолкни шары (кубы, овоиды, бруски)

Оборудование. Коробки, в каждой из которых по 4–5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.

Ход игры. Взрослый предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в свое отверстие, смотрит, как действует ребенок, просит пробовать и показывает, как это делать.

Ребенок может повторить задание. В дальнейшем ребенку дают коробки с другими формами.

 

Спрячь матрешку

Оборудование. Матрешки двухместная, мишка.

Ход игры. Взрослый ставит на стол матрешку, рассматривает ее с ребенком, потом раскрывает и достает маленькую матрешку: «Еще одна матрешка! Маленькая!» Взрослый показывает мишку и предлагает матрешкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая матрешка его находит. Мишка говорит, что теперь должна спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка отворачивается. Маленькая матрешка просит большую спрятать ее. Взрослый медленно раскрывает большую матрешку и так же медленно вкладывает в нее маленькую, закрывает обе половинки и говорит: «Ищи, мишка!» Но он не может найти и уходит. После этого взрослый дает ребенку матрешек, раскладывая перед ним одну целую и две половинки, просит спрятать маленькую матрешку, чтобы мишка ее не нашел. Мишка возвращается, ищет матрешку, но не находит и снова уходит. Взрослый хвалит ребенка, радуется вместе с ним.

 

Матрешки

Оборудование. Матрешки 3–6-местные.

Ход игры. Взрослый дает ребенку 3-местную матрешку (пять элементов – четыре половинки и одна целая матрешка) и предлагает спрятать всех матрешек в одну, большую, учит ребенка пробовать. Если остается лишняя половинка, предлагает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить матрешек, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом.

Когда ребенок научится складывать 3-местную матрешку, ему дают 4–6-местные. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разнообразной, с разным орнаментом, чтобы по возможности ребенку давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать величину, а просто запомнит последовательность складывания рисунка-узора на матрешке.

 

                                                   ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ

    В играх данного раздела ребенок не может уже действовать с помощью проб. Величины предметов надо сопоставить зрительно. Однако в случае затруднении ребенок может проверить свой выбор наложением. При наложении предметы одинаковых величин совпадают, и если их обвести по контуру, то оба контура ощущаются как один. Если же контуры не совпадают, значит, предметы различны по величине. Естественно, что таким способом можно проверять лишь однотипные предметы, имеющие одинаковую форму.

При соотнесении предметов по величине следует обратить внимание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в тех случаях, когда они оказываются существенными для выполнения задания.

Важно помнить, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно, не следует предварять его действия словесной инструкцией. Только после того как ребенок выполнил задание, полученный им результат надо уточнить словом. Например, в игре «Лото» даются карточки с изображением большой и маленькой матрешек. Взрослый поднимает карточку-образец и спрашивает: «Покажи такую» (Нельзя говорить «покажи большую?») После того как ребенок сделает выбор, соотнесет образец с изображением на своей карте, взрослый говорит: «Правильно, у меня большая матрешка и у тебя такая же большая».

 

Лото (определение предмета по величине)

Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом.

Оборудование. Большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы расположены на карточках по-разному (например: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, большой мяч и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).

Ход игры. Взрослый дает ребенку большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивая: «Покажи такую?» Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого закрепляют результат в слове: «Правильно, это большой дом».

 

Пирамидки

Цель. Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1-й вариант); учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец (2-й вариант); складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения (3-й вариант).

Оборудование. Пирамидки (каждая из четырех колец с колпачком). В дальнейшем (3-й вариант игры) количество колец увеличивается, берут пирамидки из шаров, полушаров, полуколец и др.

Принцип складывания пирамидок должен быть практически вычленен ребенком самостоятельно, а не предложен взрослым. Для этого необходимо давать разнообразные пирамидки с разным количеством колец разного цвета, по возможности меняя их на каждом занятии.

1-й вариант. Сложи и закрой

Ход игры. Взрослый ставит на стол одну пирамидку, медленно разбирает ее, раскладывая кольца в случайном порядке. Затем берет одно из колец, рассматривает его, обращает внимание на отверстие и надевает кольцо на стержень. Так же надевает остальные кольца. Берет в руки колпачок, объясняет, что он придерживает все кольца на стержне. Обыгрывает этот момент: наклоняет пирамидку, и верхнее кольцо падает и т. д. После этого дает пирамидку ребенку, помогает разобрать и собрать ее. Ребенок нанизывает кольца на стержень и заканчивает их колпачками. Взрослый предлагает перевернуть пирамидки, убедиться, что колечки плотно придерживаются колпачками. Хвалит ребенку.

2-й вариант. Красивая пирамидка (занятие)

Ход занятия. Взрослый берет одну пирамидку, рассматривает ее, говорит, что она красивая, ровная, гладкая. Проводит рукой по поверхности пирамидки от основания кверху, предлагает ребенку провести рукой по пирамидке. Затем разбирает пирамидку, просит сложить такую же красивую. Берет одно из колец, говорит: «Большое. (Надевает его на стержень, берет следующее кольцо, смотрит с сомнением.) Это большое или это? (Показывает на другое кольцо.) Сейчас проверю. Вот так (Накладывает кольца друг на друга, показывает детям.) Одно кольцо выступает, оно больше». (Надевает его на стержень.) То же проделывает с остальными кольцами и закрывает пирамидку колпачком. Показывает ребенку, какая она стала красивая, гладкая. После этого дает пирамидку ребенку, помогает разобрать, смешать кольца. Ребенок складывает пирамидку, взрослый при необходимости помогает ему но только в том случае, когда ребенок не может самостоятельно наложить кольца друг на друга. Когда пирамидка сложена, ребенку предлагается еще раз убедиться, красивые ли они. Если ребенок не видит ошибки, проводит его рукой по пирамидке, давая ему понять, что пирамидка сложена неправильно. Ребенок еще раз собирает пирамидку. Взрослый помогает, каждый раз повторяя: «Вот большое кольцо. Вот поменьше. Еще меньше». И т. д. В заключение взрослый хвалит ребенка, ставит пирамидку на стол, говорит, какая она красивая.

 

3-й вариант. Сложи пирамидку

Ход игры. Используются всевозможные пирамидки. Взрослый ставит перед ребенком задачу правильно собрать пирамидки, сложить их красиво, ровно, но не показывает, как это делать, при необходимости помогает. В конце просит независимо от результата проверить, правильно ли сложена пирамидка, и говорит: «Внизу большое кольцо, а наверху самое маленькое. Все пирамидки красивые».

 

Где такие?

Цель. Продолжать учить детей соотносить предметы по величине, зрительно проверяя правильность выбора, при необходимости использовать наложение и обведение по контуру; закреплять слова «большой», «маленький», «больше», «меньше», «одинаковые».

Оборудование. Трафареты, вырезанные из дерева или плотного картона, с изображением больших и маленьких предметов простой формы по несколько пар на ребенка, наборное полотно.

Ход игры. Взрослый раскладывает на столе несколько трафаретов с изображением одного и того же предмета разной величины, например три мяча. В наборное полотно вставляется трафарет, например мяч, средний по величине. Взрослый говорит, что нужно найти такой же. Рассматривает мячи, лежащие на столе, выбирает один и говорит: «Я думаю, что он такой же». Вынимает из наборного полотна образец и сравнивает их, накладывая друг на друга. Формы совпадают, взрослый обращает на это внимание ребенка, обводит пальцем сложенные вместе мячи по контуру, предлагает это сделать ребенку. «Мячи одинаковые»,– говорит взрослый. Потом меняет предметы на столе, кладет три домика, ставит в наборное полотно парный самому маленькому, просит ребенка найти такой же. Свой выбор ребенок проверяет наложением. Если предмет выбран неверно, контуры не совпадают, взрослый говорит, что один из домиков больше, показывает, как выступают контуры большого домика, и предлагает найти нужную форму.

 

                                                                ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.

Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или разные. Умственно отсталые дети часто не видят даже такого сходства или различия, и приходится довольно длительно работать над этим.

Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, т. е. путем наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов.

На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете. А благодаря этому дети смогут не только применять его в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

 

Различение цветов

Эта группа заданий основана на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении, т. е. примеривании. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами. Он может быть резким (например, между красным и желтым цветами) или близким (между желтым и оранжевым цветами). Поэтому первые игры и упражнения должны проводиться с предметами, резко различными по цвету, и осуществлять выбор по образцу. Постепенно цветовой перепад будет все меньшим, и уже на расстоянии производиться составление цветов.

Взрослый должен побуждать ребенка к самостоятельности при выполнении задания, постоянно менять предметы по цвету, чтобы он ориентировались не на их форму, а на цвет.

 

Цветные кубики

Цель. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.

Оборудование. Крупные пластмассовые кубики по два каждого цвета (красные, желтые, белые, синие, голубые, зеленые).

Ход игры. Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3–4 парных кубика, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой, мне такой...» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берет сначала свой красный кубик, ставит на желтый и тут же выражает недовольство («не такой»), переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Ребенок строит башни 2–3 раза. По окончании хвалит его.

 

Найди цветок для бабочки

Цель. Та же, познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый).

Оборудование. Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) – для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек (по 2–3 цветка и по 2–3 бабочки); конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно.

Ход игры. Взрослый расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Взрослый рассматривает бабочек, обращая внимание на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно – она спряталась. Затем ребенок достает из конвертов бабочек и цветы и выполняет задание. У ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.

В конце занятия взрослый подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».

 

Идем на улицу!   (рекомендации родителям)

Ребенок потерялся!  Чего только не успеваешь передумать за это время!

Все мамы знают, что за детьми нужен глаз да глаз. Дети с особыми потребностями требуют еще больше внимания.

Что делать, чтобы ваш ребенок не потерялся?

Маршруты

Конечно, самым оптимальным выходом будет, если ребенок знает маршруты передвижения, но это возможно далеко не всегда.

Во всех местах, где Вы бываете с ребенком наиболее часто, постарайтесь обращать внимание на яркие, в том числе и по цвету, детали (яркая крыша магазина, песочница и.т.д.).

Как зовут маму, папу?

Даже обычные дети, на вопрос: «Как зовут маму?», очень часто отвечают «Мама». Поэтому, постарайтесь научить ребенка называть фамилию, имя родителей и ближайших родственников.

Подстраховка

1. Приобретите специальную одежду  с прозрачными кармашками или пришейте их сами. В кармашки разместите все данные ребенка.

2. Одежда должна быть яркой.

3. В ночное время лучше использовать светоотражающие элементы (браслеты, ремни и.т.д.)

4. В настоящее время телефонные компании предоставляют услугу «Локатор». Подключив ее, Вы всегда сможете определить местонахождение телефона ребенка, что поможет Вам в поиске.

5. Если Вы отправляетесь в места большого скопления людей, то используйте специальные браслеты с метровой уздечкой, которые присоединяются к Вашей руке и руке ребенка.

6. В магазинах, лучше посадить ребенка в тележку.

7. И последнее: если Вы все же потеряли ребенка, то после встречи с ним, не ругайте его. Успокойте себя и ребенка, и разберите ситуацию, просчитайте ошибки, которые нужно исправить, чтобы не допустить их  повторения.

         Чтобы минимизировать неприятные последствия для Вас и Вашего ребенка в случае экстренной ситуации полезны следующие игры.

 

«ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ»

Словесная игра

Цель: стимулировать развитие связной речи.

Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местоположение, кратко описывать проблему.

Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.

На экране ПК сменяются кадры, ребенок рассказывает в игрушечный телефон о ситуации.

 

 «НЕЗНАКОМЕЦ»

Игра-тренинг

Цель: упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.

Игровые действия: ребенок учит Карлсона, как себя вести в ситуации с незнакомкой.

Незнакомка. Здравствуй. Какой ты замечательный! Угощайся конфетами.

Карлсон берет (не берет) угощение. Если возьмёт конфеты (мандарины), взрослый спрашивает, правильно ли он поступил.

Незнакомка. У меня в машине ещё много вкусного! А ещё есть котик и интересные игрушки. Пойдём со мной!

Карлсон собирается идти с Незнакомкой.

В. Правильно ли поступает Карлсон? (Обращаясь к незнакомке.) А вы кто? К кому вы пришли?

Незнакомка (не отвечает, хватает Карлсона за руку и тянет за собой к выходу). Я вижу, ты хороший! Не слушай их! Я отведу тебя к маме, она просила тебя забрать!

Карлсон плачет и послушно идёт за Незнакомкой.

В. Что надо делать, если чужой человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь.) Женщина, оставьте Карлсона в покое! (Отталкивает Незнакомку, забирает руку Карлсона.).

 

«ОПАСНО – НЕОПАСНО»

Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Ребенка просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определенную карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

 

 

Уважаемые родители! 

Мы знакомим Вас с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.

 

                                                     Нетрадиционные способы рисования                                                             

    Опыт работы с детьми показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ

Материал: карандаш, фломастер, бумага

Ход работы:

А попробуйте-ка нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение!

А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть что получилось, на что походить и раскрасить это.

ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы:

1-ый способ

Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

2-ой способ

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3-ий способ

Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

4-ый способ

Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, хотите его от себя. На листе появится веревочный узор.

МОНОТИПИЯ

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы:

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

НАБРЫЗГ

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы:

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Ход работы:

1-ый способ

Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!

2-ой способ

В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ ИЛИ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ

Материал: Свечка, бумага, кисточка, краски.

Ход работы.

1. Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.

2. Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.

ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА. ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ

Материал: краска, тарелочки, бумага

Ход работы.

Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков.  Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.

ПЕЧАТКА

Материал: печатки, бумага краски, тарелочки, губка-подушечка.

Ход работы.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.

Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное.  «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы и т.п. Теперь прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!

КЛЯКСОГРАФИЯ. РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ.

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Ход работы.

1-ый способ

Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю.  Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.

2-ой способ

Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!

 

              Рекомендации по формированию социально-бытовых навыков.

    В результате специального воспитания и обучения многие дети с особыми образовательными потребностями к 12-14-летнему возрасту усваивают определенные социально-бытовые навыки.

Для этого  необходимо стремиться к тому, чтобы прогулки с ребенком имели познавательное значение. Например, как можно чаще обращайте внимание сына или дочери на проез­жую часть улицы, пешеходные дорожки, тротуар. Объясняйте ребенку, как надо переходить улицу, как регулируется движение, показывайте ближайшие от дома остановки общественного транспорта. Пусть подросток наблюдает за проезжающими машинами, определяет, какие они: грузовые или легковые.

Акцентируйте внимание ребенка на том, какие бывают дома — новые и старые, высокие и низкие, объясните типы зданий — жилые, административные и др. Попросите его по внешним признакам определить назначение того или иного здания (жилого дома, школы, больницы); сравнить здания по высоте; прочитать или узнать вывески: «Универмаг», «Аптека», «Булочная», «Почта» и др.; найти островки безопасности — места, где пешеход может переждать поток машин. Объясните, где находится переход через улицу, что обозначают сигналы светофора.

Научите ребенка пользоваться общественным транспортом, услугами почты, предприятий бытового обслуживания делать небольшие покупки в магазине. Если вы едете в автобусе, расскажите сыну или дочери о правилах поведения в салоне автобуса, о том, у кого можно купить билеты, сколько они стоят. Объясните, как пользоваться проездными билетами, компостировать талоны, различать остановки.

Во время поездки обратите внимание ребенка на взрослых и детей, которые едут вместе с вами в автобусе. Объясните, что все они едут с определенной целью: кто — на работу, кто — в магазин, кто — в школу. Попросите ребенка определить, куда едут мужчина с портфелем, пожилая женщина с хозяй­ственной сумкой, девочка с ранцем.

Все дети очень любят ходить со взрослыми в магазины. Если вы собираетесь за покупками, заранее проговорите с ребенком возможные ситуации. Постепенно приучайте его делать покупки, ориентироваться в магазине: подавать чек продавцу, просить нужный товар и др.

Научите подростка пользоваться телефоном: набирать номер служебного телефона родителей, близких людей, находить номера экстренного вызова: пожарной команды, «скорой помощи», милиции и др.

Помните, что ваш ребенок живет в окружении людей, он должен уметь общаться, поэтому вам необходимо научить сына или дочь вести диалог. Для этого попросите родственников или знакомых поговорить с ребенком по телефону, объяснив им, какую цель вы преследуете. Разговор должен отра­жать личный опыт подростка: семейные или учебные дела, здоровье родных и близких, поздравление с праздником, с днем рождения и т.д.

Познакомьте подростка с работой почты. Приведите сына или дочь в почтовое отделение и расскажите о его назначении. Покажите различные почтовые отправления: конверты, открытки, бланки телеграмм и др. Обратите внимание сына или дочери на их размеры, художественное исполнение (поздравительные телеграммы, открытки), расположение марок.

Если подросток умеет писать и читать, он может дома надписать адрес на конверте, составить с помощью взрослого и написать поздравительную открытку, а затем опустить ее в ближайший почтовый ящик. Если у него возникнут затруднения, помогите ему.

Расскажите сыну или дочери о различных профессиях, о том, кем вы работаете и чем занимаетесь, где учатся или работают его братья и сестры. Пусть с вашей помощью ребенок составит альбом из рисунков, фотографий, изображающих людей различных профессий. Дополняйте альбом новыми материалами, так как дети любят перелистывать его, им нравится рассматривать изображенное.

Следует обратить внимание ребенка на ситуации, связанные с безопасностью жизнедеятельности. Не забывайте постоянно повторять ему, что нельзя разговаривать с посторонними на улице, принимать какие-либо приглашения и подарки от незнакомых людей. Объясните ребенку, что, если рядом с ним притормозила машина или если она едет следом за ним, нужно немедленно отойти от края тротуара, не обращая внимания на то, что говорит водитель. Нельзя входить в подъезд или в лифт вместе с чужими людьми.

Если ребенок потерялся на улице, ему надо обратиться за помощью к милиционеру.

Будьте внимательны! Оберегайте своих детей от всякого рода насилия над ними, ибо они чаще всего не критичны, легко поддаются внушению.

Занятия по социальной адаптации помогут детям получить элементарные представления о жизни, труде и быте людей, т.е. будут способствовать их интеграции в общество. Не увлекайтесь длительными беседами, поучениями — дети их не поймут. Обучение будет успешнее, если вы используете такую характерную для детей с особыми образовательными потребностями черту, как склонность к подражанию. Многократно показывайте, как поступать в определенных ситуациях, выполнять необходимые действия. Повторяя за вами те или иные действия, ребенок через некоторое время, порой весьма продолжительное, будет сам в состоянии справиться с заданием.

            Рекомендации по организации речевого общения с особым ребенком.

    Если у Вашего малыша выявлены проблемы с речью, это автоматически подразумевает проблему взаимодействия ребенка с миром окружающих его людей и вещей. Восприятие такого малыша, скорее всего, нарушено. Поэтому рядом с ребенком всегда должен находиться взрослый, который будет стараться улучшить качество восприятия ребенком информации из окружающего мира. Поэтому задача каждого родителя - наладить связь с ребёнком и пробудить в нём интерес к общению.

Учет актуального уровня развития.

Начинайте работу с ребенком с того уровня, который ребенок демонстрирует, не форсируйте события. Если ребёнок ещё не говорит,то необходимо научить его концентрировать внимание и играть.

Вербализация эмоциональных состояний

Обозначайте словом эмоции малыша и свои чувства (например, не просто обнимайте ребенка, а добавляйте при этом слова, объясняющие ваши эмоции: «молодец», «я тебя очень люблю»). Старайтесь озвучивать каждый жест ребенка, каждую эмоцию, которую можно прокомментировать (вначале односложно).

Формирование связи предмет-слово

Малыш должен видеть или осязать то, о чем вы говорите, чтобы у него сработал эмоциональный или осязательный «перевод»,объясняющий, о чем вы ведете речь. То есть, если вы гуляете в парке и мимо вас пробежала собака, в ту же секунду, указывая на нее пальцем, произносите: «со-ба-ка!».Еще лучше, если вы будете показывать вслед пробежавшей собаке пальцем ребенка.

Привлечение внимания ребенка к органам артикуляции взрослого  и установление визуального контакта

Ловите взгляд ребенка, старайтесь, чтобы во время вашего общения взгляд малыша концентрировался на вашем лице и руках. Как только данное условие перестает выполняться — прекращайте общение, дайте ребенку передохнуть. Через некоторое время возобновите общение, изменив интонацию, обогатив речь мимикой, жестами — старайтесь вновь завладеть вниманием малыша. Активно используйте игры с движениями для привлечения внимания к сопровождающей их речи.

Вербализация явлений окружающего мирамира

Комментируйте все подряд, не молчите. Давайте оценку всему, на что обращает или может обратить внимание ребенок, сопровождая это жестами. Используя глаголы, помните о принципе непрерывности. То есть, на прогулке мало сказать единожды «кошка бежит», «птичка летит», «машина едет», «мама с Васей идут» и т. д. Приходя домой, продолжайте работать диктором, который дает внятные, четкие и понятные комментарии: «идем есть», «бери ложку», «взял ложку», «съел», «вкусно» и т.д. Особенно ценными для работы с ребенком будутпостоянно повторяющиеся комментарии относительно ежедневно наблюдаемых событий. Чтобы ребенок запоминал языковые штампы, старайтесь каждый раз использовать их в неизменном виде (особенно в быту). Отрабатывая речевой штамп, проверяйте его понимание ребенком на вопросах, к нему обращенных. И только убедившись в том, что малыш понимает то, что говорит (т. е. правильно оперирует штампом), переходите к изучению нового материала. Штампы должны быть ясными для понимания ребенком.

Дозирование вербальной информации

Если вы даете инструкциюребенку, следите, чтобы она была краткой и состояла сначала из одного слова. Поскольку инструкция подразумевает действие, в инструкциях, данных ребенку или полученных от него самого, всегда используйте глаголы.

Адаптация литературных текстов к возможностям ребенка

Если вы читаете книгу, прежде всего адаптируйте её текст под возможности ребёнка, заранее вычеркнув «лишний текст».Вы можете придумать в принципе новый текст, состоящий только из известных ребенку слов и выражений. Читая книгу, попробуйте находиться перед ребенком так, чтобы он видел эмоции, которые передает ваша мимика (это облегчит понимание речи и позволит дочитать книгу до конца).

Дозирование просмотра телепередач

Мультфильмы неговорящие дети любят гораздо больше. Во-первых, фильм не требует концентрации внимания (малыш вообще может не понимать, о чем идет речь, быстро меняющиеся картинки это компенсируют), во-вторых, мультфильм не требует обратной связи от ребенка, к которой последний не расположен.

Установление и сохранение эмоционального контакта

Проявляйте терпение. Если вы будете срываться на крик, малыш потеряет в вас друга, заслуживающего доверия. В результате, он может эмоционально закрыться, и вы потеряете главное — эмоциональный контакт, который так важен для развития речи.

Родители по отношению к ребёнку занимают уникальное положение. Они постоянно находятся с ним рядом и знают его лучше, чем кто-либо другой. Ничто не помогает ребёнку развиваться так, как их усилия, их поддержка и забота. Взаимодействие родителей и профессионалов даёт наилучшие результаты в формировании коммуникативных навыков ребёнка.

 

Помните, только большая любовь и терпение помогут вашему ребенку найти свое место в жизни.                                                               

 Удачи вам!