Долговременный развивающий уход
КГБУСО «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко» является организацией социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги их получателям (дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) в стационарной и полустационарной формах.
Одной из основных задач интерната является повышение качества жизни воспитанников, создание условий, максимально приближенных к семейным, для становления и развития их самостоятельности, индивидуальности, готовности к дальнейшей интеграции в социум. Ключевым интегральным показателем нормального социального развития является самостоятельность воспитанника, которая на разных возрастных этапах имеет уникальные формы проявления и критерии сформированности, эволюционирующие по мере взросления ребенка.
Для решения поставленных задач в интернате создана уникальная материально-техническая база, позволяющая обеспечивать предоставление реабилитационных услуг в комплексе. В отделении милосердия проживают дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), которые не могут самостоятельно передвигаться, сидеть и обслуживать себя. Их жизнь зависит именно от того, как ее организует коллектив интерната. Командой специалистов интерната был разработан проект «Наш Солнечный дом», где одним из основных направлений является создание системы долговременного развивающего ухода.
Развивающий уход – метод ухода за детьми, имеющими ТМНР, в процессе которого помимо задачи осуществления непосредственного ухода перед лицом, осуществляющим уход, стоит задача установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного, а именно развития собственной активности, развитие коммуникативных способностей ребенка, навыков самообслуживания.
На первом этапе его реализации мы реорганизовали и трансформировали для детей предметно-пространственную среду в жилых помещениях, сделали ее более комфортной и уютной для того, чтобы дети с ТМНР учились играть и взаимодействовать с окружающим миром. В спальнях появились удобные и функциональные кровати со спинками и высокими бортиками вокруг – это позволяет визуально ограничивать и выделять собственное личное пространство. Теперь все в интернате направлено на социальное развитие ребенка-инвалида и способствует реализации его ключевых потребностей, адаптирует к условиям окружающей действительности.
Однако ребенок с ТМНР не всегда может определить свои потребности, не понимает источник своего дискомфорта. В этой связи вся среда индивидуализируется под конкретного воспитанника. Процесс индивидуализации предполагает создание особого подхода в социально-педагогической реабилитации для каждого ребенка, с учетом возраста, пола, состояния здоровья. Развитие, социализация и качество жизни ребенка или взрослого с ТМНР напрямую зависят от формирования привязанности к близкому взрослому, а также от объема и качества развивающего ухода.
Первые результаты проекта показали, что такие инновационные реабилитационные технологии, как развивающий уход, альтернативная коммуникация, организация ежедневной дневной занятости с использованием ресурса добровольчества и волонтерства, успешно решают вопросы развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Еще одним нововведением стал более гибкий и свободный режим проживания детей. У воспитанников обязательно имеется свободное время, созданные уголки, чтобы побыть одному, отдохнуть от длительного пребывания в коллективе. Также имеются личные полки, тумбочки, предоставлена возможность свободного пользования личными вещами и бытовыми приборами. В каждой группе образовались свои традиции: утренний круг, дни рождения, проводятся праздники, встречи друзей, волонтеров и наставников.
В интернате проходит «Школа развивающего ухода» для воспитателей и помощников воспитателя, где рассматриваются вопросы развивающего ухода: принципы развивающего ухода, дополнительная альтернативная коммуникация, правила общения с детьми ТМНР, принципы обучения навыкам самообслуживания, прием пищи, правила кормления, одевание и гигиена, переодевание, купание, умывание и чистка зубов, использование туалета и др.
По работе системы долговременного развивающего ухода в учреждении проходят Педагогические советы, методические объединения, «Школа развивающего ухода», беседы, разъяснения, консультации.