Система долговременного ухода
КГБУ СО «Психоневрологический интернат «Солнечный мир» с 2024 года внедряет систему долговременного ухода. В центре этой системы — получатель социальных услуг, нуждающийся в постоянной посторонней помощи.
Система долговременного ухода реализуется по поручению Президента Российской Федерации. В 2019 году система долговременного ухода вошла в федеральный проект «Старшее поколение» нацпроекта «Демография».
В систему долговременного ухода включаются граждане пожилого возраста и инвалиды, не способные полностью или частично осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться или обеспечивать свои основные жизненные потребности. Таким гражданам помощники по уходу предоставляют социальный пакет, который содержит индивидуально подобранные соцуслуги, направленные на поддержку здоровья, гигиены, мобильности и питания.
Приоритетный проект реализуется при поддержке Минтруда России, Минздрава Российской Федерации, Агентства стратегически инициатив совместно с благотворительным фондом «Старость в радость».
Красноярский край вошел в число субъектов Российской Федерации по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
В рамках проекта в регионе проводится комплексная работа по реализации индивидуального подхода к организации ухода за людьми с инвалидностью, созданию новых социальных сервисов, открытию дополнительных структурных подразделений в организациях социального обслуживания, повышению профессионального уровня специалистов.
Основная цель системы долговременного ухода КГБУ СО «Психоневрологический интернат «Солнечный мир» - обеспечение каждого получателя социальных услуг, не полностью справляющегося с самостоятельным уходом, системой поддержки высокого качества жизни с максимально возможным уровнем независимости, автономии, участия в деятельности, самореализации и человеческого достоинства.
Задачи внедрения системы долговременного ухода:
- реализовать дифференцированный подход к предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг с учетом критериев их индивидуальной нуждаемости в уходе;
- повышать качество и эффективность социального обслуживания, внедрить новые технологии, формы и механизмы работы;
- предоставлять получателям социальных услуг, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь;
- подготовить кадры для системы долговременного ухода;
- организовать межведомственное взаимодействие в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
- обеспечить информационную поддержку системы долговременного ухода;
- обеспечить поддержку добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
В КГБУ СО «Психоневрологический интернат «Солнечный мир» регулярно проходят обучения «Школы системы долговременного ухода» сотрудников системе долговременного ухода за получателями социальных услуг.
При организации и обеспечении ухода за получателями социальных услуг важное значение имеет формирование терапевтической среды, под которой понимается та часть окружающей среды, которая непосредственно или косвенно оказывает любое воздействие на различные аспекты сущности получателя социальных услуг, с целью осуществления мероприятий профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных, поддерживающих, а также наблюдения и ухода за ним.
Терапевтическая среда, таким образом, представляет собой искусственно созданные, максимально благоприятные условия, окружающие получателя социальных услуг.
Создание и поддержание благоприятных и комфортных условий жизнедеятельности получателей социальных услуг осуществляется путем использования всех компонентов среды (физических условий, медицинского, психологического и социального), взаимодействующих между собой и имеющих реабилитационное и терапевтическое воздействие на получателя социальных услуг.
При формировании терапевтической среды в учреждении базовые или общие мероприятия включают три составляющие: интерьерный и экстерьерный компоненты среды; социально-медицинские; психолого-педагогические мероприятия, направленные на создание благоприятных условий.
- Интерьерный и экстерьерный компоненты среды.
Безопасная и доступная внешняя среда – важный аспект формирования терапевтической среды. Важное значение в создании терапевтической среды имеет эстетическое оформление всех помещений (холлов, коридоров и комнат), использование современных дизайнерских решений, безопасных строительных материалов.
В жилых комнатах создан максимальный уют, обеспечен комфортный температурный режим, имеется удобная комфортная мебель, адаптированная к нуждам получателей социальных услуг, индивидуальное освещение, имеются элементы домашней обстановки (картины, фотографии, предметы домашнего интерьера, разнообразие комнатных растений); рациональное размещение информации в учреждении (часы с крупным циферблатом, календари, указывающие дату и день недели, общая информация на стендах о работе учреждения, сотрудниках учреждения, режим дня, расписания мероприятий, информационные указатели помещений, в том числе пиктограммы, тактильно-информационные знаки). Коридоры, туалетные и ванные комнаты оборудованы поручнями.
Экстерьерный фактор среды предусматривает благоустройство территории учреждения, создание эстетически оформленной внешней среды с использованием ландшафтных элементов в оформлении мест отдыха (установка удобных скамеек для отдыха, беседок, прогулочных дорожек; разбивка газонов и цветочных клумб, посадка деревьев и кустарников).
В спальнях появились удобные и функциональные кровати со спинками и высокими бортиками вокруг – это позволяет визуально ограничивать и выделять собственное личное пространство. Теперь все в интернате направлено на социальную реабилитацию и способствует реализации его ключевых потребностей, адаптирует к условиям окружающей действительности.
Вся среда индивидуализируется под конкретного проживающего. Процесс индивидуализации предполагает создание особого подхода в социально реабилитации для каждого получателя социальных услуг, с учетом возраста, пола, состояния здоровья.
- Социально-медицинские мероприятия.
Социально-медицинский компонент терапевтической среды включает средства и методы медико-социальной реабилитации, направленные на коррекцию ведущих гериатрических синдромов. Обязательным условием является оценка общего состояния получателя социальных услуг, показателей жизнедеятельности и динамическое наблюдение медицинским персоналом, при необходимости, измерение температуры тела, контроль артериального давления. При назначении медикаментозного лечения и проведения процедур, связанных со здоровьем, осуществляется строгий контроль за выдачей и приемом лекарств. С целью поддержания физической активности используется реабилитационное оборудование и средства реабилитации. Проводятся занятия лечебной физической культурой, адаптивной физкультурой, принятие кислородных коктейлей, водные процедуры и закаливание, физиотерапию, массаж и т.д.
КГБУ СО «Психоневрологический интернат «Солнечный мир» укомплектован новым современным оборудованием. Оборудование предназначено для получателей социальных услуг, утративших способность к самообслуживанию.
- Психолого-педагогические мероприятия.
Психолого-педагогический компонент включает следующие мероприятия по социально-психологической адаптации получателей социальных услуг:
- информирование о работе учреждения, его специалистах, мероприятиях и т.д.
- использование социальных технологий для организация досуга и социальной занятости, коррекции негативных проявлений и состояний.
Применяются следующие методики и технологии:
а) арт-терапевтические методики (музыкотерапия, фототерапия, библиотерапия, сказкотерапия, изотерапия, терапия творческим самовыражением);
б) релаксационные методики: прогрессивная релаксация (аутотренинг); ароматерапия; светотерапия; массаж.
в) эрготерапия, деятельность помогает получателям социальных услуг улучшить функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические).
По работе системы долговременного ухода в учреждении проходят методические объединения, семинары, «Школа системы долговременного ухода», беседы, разъяснения, консультации.